Главная » 2014 » Апрель » 15 » Таганрогский святой станет общим. Блаженный старец Павел Таганрогский. Протоиерей А. Лысиков.
21:27
Таганрогский святой станет общим. Блаженный старец Павел Таганрогский. Протоиерей А. Лысиков.

   Таганрогский святой станет общим. Блаженный старец Павел Таганрогский и проблемы его канонизации. Новый благочинный Таганрогского округа А. Лысиков. 

В журнале «Эксперт Юг » №15 (304) 10 апреля 2014г. опубликовано интервью заместителя редактора журнала Николая Проценко с благочинным Таганрогского округа протоиереем Алексеем Лысиковым, я его приведу с сокращениями, оставив то, что относится к сути проблемы оставив свои комментарии:

         «В следующем году состоится крупное церковное событие — прославление в лике общецерковных святых местночтимого святого старца Павла Таганрогского. В связи с предстоящими событиями так – же планируется реконструкция памятных мест связанных с именем святого, это: часовня над могилой старца Павла на старом городском кладбище, его келья по переулку Тургеневский №82, а так – же храм Святого Николая, где на данный момент находятся мощи святого старца».

        Как поясняет благочинный Таганрогского округа протоиерей Алексей Лысиков,

«— Старец Павел прожил в Таганроге так долго и внёс такую лепту в формирование духовной жизни Таганрога, что мы имели полное право породниться с ним, канонизировав как святого Донской земли. …. Уже сейчас иконы с его изображением находятся в ряде зарубежных стран, в том числе в США и в Италии. Знаю точно, что его иконы есть и в нескольких храмах на Афоне и на Святой Земле. ….»

      Все это очень интересно и заслуживает большого уважения, но есть одно «но»! Это «но» заключается в том, что на данный момент в храме Св. Николая г. Таганрога нет мощей старца Павла Таганрогского. Мощи Святого старца до сих пор находятся в часовне на старом кладбище г. Таганрога и ждут своего обретения. Дело в том, что при вскрытии могила старца Павла оказалась братской, в ней оказалось несколько захоронений, расположенных в произвольном порядке.

      После того, как стало ясно, что в могиле находится несколько захоронений, необходимо было проведение экспертизы по идентификации останков на предмет их принадлежности, этой экспертизой никто себя утруждать не стал. Более того, не было оформлено даже разрешение на вскрытие могилы, а это нарушение Российского законодательства; людей, которые практикует такие раскопки, называют «черными копателями». Вначале я думал, что в самой религиозной общине храма Святого Николая в г. Таганроге не все представляют в полной мере суть проблемы, связанной с обретением мощей старца Павла.

     Но вот новый благочинный Таганрогского округа протоиерей Алексей Лысиков сам в интервью говорит об этой проблеме:

 

Путь к канонизации

«— Предпринимались ли в дореволюционный период попытки канонизировать старца Павла?

— Сначала его почитали простые люди, но затем и духовенство стало видеть в нём неординарную личность. …. Уже в 1911 году, через 32 года после смерти старца Павла, с одобрения Святейшего Синода издаётся жизнеописание, повествующее о прижизненных и посмертных чудесах подвижника. …. Последовательница старца Мария Величко собрала около себя общину его почитателей, в которую входили и священнослужители. Но в 1927–28 годах власти, пытаясь прекратить это почитание, завели против общины так называемое «дело святых». Старицу Марию и других членов общины судили за антисоветскую пропаганду, была разрушена часовня, взломана и осквернена могила. Несмотря на это, люди продолжали искать у старца помощи».

Зримый и незримый фронт работ

«— Как сейчас организован процесс причисления местночтимых святых к общецерковным? Какая подготовительная работа вами проведена?

— Признать общецерковным святым может только архиерейский собор, который проходит раз в два года. И такое признание — редкое событие. Поэтому подготовительная работа должна быть проведена огромная и ответственная. На протяжении всех этих лет идёт сбор документов, свидетельствующих о помощи старца Павла — чудесах или исцелениях. Параллельно происходит большая работа с архивами, ведётся составление богослужения старцу Павлу. …. Далее документы подаются в Синодальную комиссию по канонизации при Святейшем Патриархе, и если подготовительную работу признают удовлетворительной, то она передаётся архиерейскому собору, который выносит окончательное решение».

        Как видим, протоиерей А. Лысиков в курсе вопроса, он знает, что могила была вскрыта и осквернена, но его, по всей видимости, мало интересует факт идентичности останков, находившихся в могиле.

        А теперь немного поговорим о самой могиле и в помощь возьмем репринтное издание 1911г. «Чудеса и житие Святого Блаженного Павла Таганрогского», где на стр. 214 написано: «Все место под часовнею занято могилами приближенных старца, его послушниками и послушницами, умершими при жизни старца и после его смерти. Внутри часовни имеются надписи похороненных там сподвижников старца Павла, а с левой стороны его могилы, также посреди часовни возвышается еще одна гробница послушника старца Емельяна».

      Эта глава из дореволюционного издания жития старца Павла почему-то не была воспроизведена в книге, переизданной в 1999г. по случаю канонизации и обретения мощей старца Павла. На дореволюционной фотографии внутреннего вида часовни видно, что рядом с могилой старца Павла находится могила солдата Емельяна, Мария Величко была еще жива, но сейчас на этом месте находится могила старицы Марии Величко, умершей в 1943г. А могила солдата Емельяна находится левее, возле самой стены часовни, хотя по житию он был похоронен в центре часовни, рядом с могилой старца Павла. По всей видимости, кто-то кода-то, просто перепутал кресты от недостатка информации, это только лишний раз доказывает, что нужна кропотливая работа по идентификации останков, находящихся в общественном могильнике в часовне старца Павла Таганрогского. А для этого необходимо повторное вскрытие всего могильника с соблюдением всех процессуальных и археологических норм и правил. У меня вопрос к протоиерею Лысикову: читал ли он вообще житие старца Павла Таганрогского? В каких архивах он работает? Где ссылки на документы и их номера? От себя добавлю: во первых, все церковные архивы были уничтожены сотрудниками НКВД, а то, что осталось, погибло в годы войны, архив из Таганрога вывезти не успели. Если из интервью убрать слова о работе с архивами, весь архив о жизнедеятельности старца Павла это изданное в 1911г. «житие старца Павла», другого просто нет, то останется только сбор свидетельств о помощи старца, чудесах и исцелениях, да составление богослужения. Но таких свидетельств можно набрать сотни за один час, для этого надо зайти в часовню 23 марта или 19 ноября и поговорить с почитателями старца Павла. Что касается чина богослужения, так он уже составлен для  старца Павла, как для местночтимого святого; я думаю, для почитания старца Павла во всероссийском масштабе в чине богослужения не придется многое менять.

      Но самое главное чудо старца, это то, что он явил себя миру в новом облике, а именно как Император Александр 1, в 200-летнюю годовщину победы над западной коалицией во главе с Наполеоном. В первой своей статье «Старец Павел Таганрогский – это император Александр 1» мною были написаны такие слова: «Дело в том, что Александр 1 являет себя миру в годовщину двухсотлетия победы над Наполеоном, а это значит, что те, кто ждут, не дождутся, ибо это не может быть концом, это может быть только началом подъема нашей с вами государственности. Лично я вижу в этом промысел Божий». Эти слова написаны в марте 2013 года, а уже в марте 2014 года, события на Украине подтверждают величие Блаженного старца Павла Таганрогского или Благословенного Императора Александра Павловича, тем, что в России начался процесс объединения некогда утраченных земель. А явление в новом облике старца Павла Таганрогского, дает основания полагать, что этот процесс для России завершится благоприятным образом.  

     Также отмечу, что за 1000-летнюю историю России на Российском престоле было всего четыре человека с именем Владимир, все они были в начале пути преобразователями, а затем собирателями земли Русской - это Владимир Креститель, Владимир Мономах, Владимир Ульянов, сам того не подозревая, воистину, неисповедимы пути Господни, и Владимир Путин. Один раз это случай, два раза закономерность. Но это, к слову.

     На сайте: cometr.suarticle| 1 «Старое кладбище Таганрога», в разделе «Статьи» руководитель проекта Елена Алексеенко пишет: «Недостаток информации, позволяющей однозначно и со всех сторон идентифицировать объект, как правило, приводит к возникновению массы (в разной степени обоснованности) домыслов. Так, поведение императора Александра I и странные обстоятельства его кончины породили мысли о тихом уходе царя в мирскую жизнь. Иные даже связывают его с конкретными историческими персонажами, в том числе и с нашим Старцем Павлом. Кто-то не верит в то, что при канонизации обретены именно те самые мощи, ведь их, по мнению одних, перезахоронили еще в советское время, дабы остановить "мракобесие", происходящее на могиле Блаженного. Другим думается, что на старом многослойном кладбище можно было откопать чьи угодно кости, проверить-то их принадлежность практически никак нельзя. Среди иных бытует поверье, что истинные мощи так и покоятся где-то под часовней, поскольку Святой не желал покидать Таганрог и не позволил их оторвать от этой земли, являясь ангелом-хранителем как старого кладбища в частности, так и всего города в целом».

        И если прежнее руководство благочиния допустило оплошность в этом вопросе, то комиссия по канонизации святых Донской Епархии, не только не предпринимает попыток восстановить историческую справедливость, а наоборот, пытается усугубить проблему ее замалчиванием, делая вид, что все нормально и нет никаких проблем, при этом иконы старца Павла, с неизвестно кому принадлежащими частицам мощей распространяются по всему миру.

      После смерти Александра 1 за гробом сразу пошла молва, что в гробу нет тела Императора, и, как показало время, эти слухи оказались обоснованными. Но и после обретения «мощей» старца Павла Таганрогского сразу пошел слух о том, что взяли не те «мощи», не правда ли, интересное совпадение?

       Более того, было нарушено посмертное завещание самого старца, перед самой смертью он напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор». Но храм Святого Николая не является соборным. Может, конечно, после реконструкции храма, приуроченной к канонизации старца Павла его объявят соборным? Но тогда возникает вопрос, а как быть со строительством собора на месте храма Святого Георгия Победоносца и Архистратига Михаила?

      Правда, после осуществления проекта о воссоздании собора на месте храма Георгия Победоносца, при отсутствии подъездных путей и места для соборной площади, этот район города превратится в одну большую автомобильную пробку. Так как улица Дзержинского уже на данный момент перегружена, но пожалуй, такие мелочи уже совсем никого не интересуют, даже  градостроительный комитет Таганрога, зато на площади Мира, трагически памятной для нашего города произошедшими там событиями в годы Великой Отечественной Войны, где было просторное и не застроенное место, возвели торгово-развлекательный комплекс «Мармелад».

       Мы, кажется отвлеклись, потому продолжим далее рассматривать интервью -

«Но подготовка канонизации — это не только работа с документами, но и реконструкция памятных мест, связанных с именем святого.

— Какие это объекты в Таганроге?

— Во-первых, часовня над могилой старца Павла, во-вторых, его келья, а самое главное, Никольский храм — главный в Таганроге, именно в нём почили мощи старца Павла. Поэтому перед нами стоит задача реализовать проект реконструкции Никольского храма, поскольку после канонизации он станет центром притяжения ещё большего количества верующих.

— Стоимость этих работ уже опре­делена?

— Всё зависит от того, что нам предложат реставраторы и иконописцы. Сейчас мы знаем не весь объём необходимых работ, но стоимость успешного выполнения всего проекта колеблется от 90 до 120 миллионов рублей. Кроме того, нам необходимо согласовать все проектные кументы, в том числе с Министерством культуры».

 

          В сентябре 2013г. в часовне Старца Павла на старом городском кладбище были произведены земляные работы с выемкой грунта в количестве 1-3м.куб., после чего на место вынутого грунта был уложен бетон, часовня в этот момент была закрыта для посещения, объявления о том кто и с какой целью проводит земляные работы, отсутствовало. После моего обращения в прокуратуру г. Таганрога, разрытие было в спешном порядке засыпано и восстановлена гробница могилы старца Павла, но, во-первых, гробница оказалась ниже ранее существующей, а во-вторых, все это было сделано без тщательной подгонки облицовочной плитки, это дает основание полагать, что организаторы этих земляных и бетонных работ не собирались отступать, а наоборот, со временем планируют возобновить работы. По последней информации бетон был уложен под фундамент, на котором будет установлен каменный саркофаг, для того чтобы прихожане не брали и не ели с могилы землю, соседние могилы так же будут накрыты гранитными плитами.

        Далее на очереди стоит реконструкция кельи старца Павла Таганрогского, по адресу пер. Тургеневский № 82. На территории подворья, где расположена келья, по слухам, так как достоверной информации нет, планируется строительство гостиницы, я так полагаю, там будут номера со всеми удобствами. А так как подворье имеет очень ограниченное пространство, то и номеров там будет не очень много, а это в свою очередь говорит о том, что там будут останавливаться только vip-персоны, по особому благословению благочинного Таганрогского округа. Что будет с самой кельей не понятно, вполне возможно, ее снесут, этот вариант исключить нельзя хотя бы потому, что здание кельи будет мешать строительству.

         О реконструкции храма Св. Николая не могу ничего сказать, этот объект находится под охраной государства и решение принимает Министерство культуры, но вот что касается средств, можно кое какие выводы сделать. Сколько было потрачено государственных и благотворительных средств на восстановление храма в 1989 году, подсчитать трудно, но прежний его настоятель Клюнков А.Ф. менял машины иностранного производства каждый год, попутно улучшая свои жилищные вопросы. Прошло только 25 лет после восстановительных работ, а Никольский храм уже деформирован, и вполне возможно, чтобы скрыть следы разрушения, затевают его реконструкцию, тем более есть повод, на что потребуется еще от 90 до 120 мл. рублей, деньги то народные, а потому тратятся легко.

        По последней информации Московский Патриархат не стал финансировать эти проекты, я думаю по случаю канонизации во всероссийском масштабе деньги конечно выделят, но при этом существенно сократят сметную стоимость. Что скорее всего приведет к косметическому ремонту объектов подлежащих реконструкции, за исключением часовни. По канонам Русской Православной Церкви брать и употреблять в пищу землю с могилы является язычеством. Но в конкретном случае, это уже традиция, в 1914г. при строительстве каменной часовни весь пол так же был накрыт бетонной стяжкой, чтобы не брали землю, в таком виде часовня простояла чуть больше 10 лет, после чего в 1925г. ее разобрали, а верующие прихожане продолжили брать с могилы землю. К каким результатам приведет повторение опыта покажет время.

« — Возможно ли появление такой личности, как старец Павел, в наше время? Есть ли сегодня в православном мире фигуры, сопоставимые с теми старцами, что жили сто-двести лет назад?

 — Не стоит село без праведника, а город без святого» — эта мудрость отражает смысл библейской истории о Лоте, ради которого Бог не уничтожал Содом, пока праведник не покинул город. Сейчас трудно сказать, кто эти люди, ради которых стоят наши города. Признать богоугодной жизнь человека могут только время и полнота церковного разума».    

      На данный момент в нашем городе есть только один кандидат, на личность новоявленного святого. Это орденоносец, почетный гражданин города Таганрога, протоиерей «созидатель» А.Ф. Клюнков, но город наш уникален, и в будущем появятся еще претенденты. Кто это будет, покажет время и полнота церковного разума.

       А сейчас я обращаюсь к религиозной совести ответственных лиц за проведение канонизации старца Павла Таганрогского.   Ошибаются все, но главное вовремя признать и исправить как свои, так и ошибки предшественников. Живем то мы в одном городе и болеем за одно дело.

Пароль Таганрог.      Апрель 2014 года.           Андрей Возыка.

Просмотров: 1624 | Добавил: Андрей_Возыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Код *: